Читайте далее >>
Горизонтальное направление бурения

ют вертикальные и горизонтальные направляющие рамы, устанавливаемые на дне рабочего котлована. Направляющие рамы изготовляют из деревянных брусьев, шпал и рельсов или профилированного проката (уголков и т. д.). Горизонтальную направляющую раму устраивают от опорной рамы домкратов до приямка, предназначенного для сварки и изоляции стыков прокладываемых труб. Направляющие рельсы или уголки рам тщательно центрируют и выверяют в плане и вертикальной плоскости (по заданному уклону) с помощью точных геодезических приборов. Все это, как показывает опыт, обеспечивает в процессе бестраншейной прокладки труб заданное их направление и положение.

При использовании пневмопробойников благодаря их осевой симметрии и значительной длине (1,4—1,7 м) в основном сохраняется при движении в грунте заданное направление. При этом точность проходки скважины зависит от двух факторов: точности ориентирования пневмопробойников при запуске и прямолинейности его движения в грунте. Для увеличения точности ориентирования запуск пневмопробойника должен производиться с помощью точно выверенного и отцентрированного стартового устройства. Прямолинейность движения его в грунте обеспечивается, как отмечалось, за счет осевой симметрии и значительной длины корпуса пневмопробойника. Однако она также зависит от однородности грунта, глубины заложения скважин, наличия твердых включений, пустот, мерзлого грунта. Для уменьшения искривлений скважины в сложных грунтовых условиях и при их значительной длине к пневмопробойникам прикрепляют специальные насадки — удлинители. При обеспечении точности запуска пневмопробойника отклонение скважин от заданного положения на длине 20 м, как правило, не превышает 0,2— 0,3 м по вертикали и 0,05—0,1 м по горизонтали, что вполне приемлемо.

Сущность бестраншейной технологии прокладки коммуникаций с применением устано-

вок горизонтального направленного бурения (ГНБ) состоит в следующем.

Вначале на расчетной глубине пробуривается пилотная скважина (рис. 12.7) буровой головкой (резцом) диаметром от 60 до 150 мм, смонтированной на приводной полой штанге. После выхода буровой головки в заданной точке ее снимают и к приводной штанге присоединяют расширитель диаметром от 200 до 1420 мм (в зависимости от диаметра затягиваемой в скважину коммуникации), к которому с помощью вертлюга (серьги) присоединяют трубопровод или кабель. Затем при вытягивании с вращением штанги производят расширение пилотной скважины и одновременное затягивание в расширенную скважину трубопровода. В процессе бурения пилотной скважины и ее расширителя по полым приводным штангам к буровой головке и расширителю подается под высоким давлением (до 800 атм) бентонитовый раствор, который предотвращает обрушение стенок скважины и облегчает затягивание в скважину коммуникации.

Управление движением буровой головки по заданной траектории при образовании пилотной скважины осуществляется с помощью локационной системы, включающей зонд, вмонтированный внутри буровой головки и подсоединенный кабелем к компьютерной системе, установленной в кабине оператора. Высокочастотные компьютерные системы контроля отбирают необходимую информацию о траектории движения буровой головки, которая передается на дисплей оператора и трансформируется в цифровые значения места нахождения буровой головки. При ее отклонении от проектной траектории оператор приостанавливает вращение приводных штанг и осуществляет их задавлив'а-ние без вращения, за счет чего происходит отклонение буровой головки в нужном направлении.

Для разных видов грунта существуют различные оптимальным образом к ним подходящие конструкции буровых головок со струйными соплами на конце. Они отличаются как по форме, так и по используемому для их изготовления металлу (рис. 12.8).

Буровая головка имеет асимметричную форму со скошенной поверхностью управления, что позволяет в сочетании со статической вдавливающей силой осуществлять управление направлением бурения и перемещение по раз-

 

 



Яндекс.Метрика